Дмитрий Медведев поручил вузам развивать онлайн-образование

Дмитрий Медведев поручил вузам развивать онлайн-образование

Российским вузам необходимо создать сетевые ресурсы, устранить дефицит качественного образовательного контента, развивать современную образовательную среду.

 Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев давно выступает за развитие новых технологий в образовании. Так, ещё более трёх лет назад на bakalavr-magistr.ru публиковалась новость с выступления Медведева на заседании правительства, где он призывал развивать дистанционное обучение.

 Сегодня Дмитрий Анатольевич говорит о конкретных действиях, которые необходимо предпринять для решения данной задачи. Это:

 

  • Создание современной образовательной среды;
  • Наполнение образовательных ресурсов качественным контентом;
  • Тестирование и интеграция сетевых образовательных ресурсов в университетские программы.

 В настоящее время для дистанционного освоения доступны следующие уровни образования:

 

  1. Высшее;
  2. Второе высшее и магистратура;
  3. MBA;
  4. Профпереподготовка;
  5. Повышение квалификации;
  6. Колледж.

 

Медведев также отметил, что современные дистанционные образовательные ресурсы на базе вузов уже создаются. Пока таких ресурсов немного, но они развиваются, постоянно добавляются новые. Предлагаем вашему вниманию 5 вузов, представленных на bakalavr-magistr.ru, которые уже сегодня реализуют программы дистанционного обучения:

 

  1. Когда речь идёт о высшем образовании, одним из передовых вузов-новаторов является ТГУ (Тольяттинский государственный университет) с развитой научно-инновационной инфраструктурой (в том числе, научно-исследовательским институтом инновационных технологий).
  2. Представителей творческих профессий по самым современным программам дистанционно готовят на отделении дистанционного обучения УНИК.
  3. Большое количество интересных программ бакалавриата реализует Московский Университет имени С.Ю. Витте (МИЭМП), известный своей обширной библиотекой электронных курсов xBook и современными информационными системами.
  4. Известен использованием в учебном процессе уникальных технологий и новаций также университет «Синергия».
  5. Будущие психологи найдут современную виртуальную образовательную среду и качественный контент на дистанционном отделении в Московском институте психоанализа.

 Итак, сегодня в России есть работающие дистанционные программы с достойным контентом и отлаженным процессом обучения. Глава правительства поставил задачу увеличить количество таких ресурсов и обеспечить их высокое качество. Многие вузы уже готовы исполнить поручение, поэтому у дистанционного обучения в РФ грандиозное будущее.

Информация для родителей по организации дистанционного обучения

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 "О мерах по реализации Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов":

«Обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий могут дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

В данную категорию обучающихся включаются в том числе дети - инвалиды, нуждающиеся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения I - VII вида и не имеющие сложных нарушений развития.»

 

Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области предоставляет:

1.     В безвозмездное временное пользование на условии полной материальной ответственности комплект компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированный с учетом специфики нарушений развития ребенка-инвалида (монитор, системный блок, принтер, сканер, колонки и т.д.) (далее - «Оборудование»). Для установки оборудования Вам необходимо обеспечить следующие технические условия:

· оборудование должно располагаться на столе с рабочей поверхностью не менее 2м2, в легкодоступном для его обслуживания месте;

· расстояние от «евророзетки» гарантированного силового электропитания 220 Вольт до места установки Оборудования не должно превышать 1,5 метра. Третий провод должен иметь заземление от распределительного щита, сопротивление заземления должно быть не выше 4 Ом.

2.     Бесплатно доступ к сети Интернет. Скорость подключения 512 Кбит/с. Данный доступ предоставляется исключительно в образовательных целях. К ресурсам, не являющимися познавательными и образовательными (социальные сети, игровые порталы и т.п.) доступ заблокирован.

 

Если Вы желаете организовать своему ребенку обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, то Вам необходимо обратиться в образовательную организацию, где ребенок обучается на дому, и предоставить следующие документы:

 

1.    Заявление в образовательное учреждение об организации обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

2.   Заявление в ГС(К)ОУ ОШ (Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области) на имя директора Бокова А.В. об организации дистанционного обучения ребенка, предоставлении комплекта оборудования и доступа к сети Интернет.

3.     Копию свидетельства о рождении ребенка или паспорт (2-3 страницы);

4.     Копию справки МСЭ;

5.     Копию справки КЭК или ВК об  отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером, с указанием диагноза ребенка и рекомендацией обучения на дому;

6.     Копию паспорта  родителя (законного представителя) (2-3 страницы и страница с регистрацией по месту жительства);

7.     Копию свидетельства о разводе или свидетельства о заключении брака, в случае, если фамилии ребенка и родителя отличаются;

8.     Копию документов, удостоверяющих опекунство (при наличии);

9.     Согласие на обработку персональных данных ребенка, законного представителя Центром дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области.

ермаков иван

некрасова наталья

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. Однако, среди таких детей имеется отдельная группа лиц, кто не может посещать образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена возможности получить качественное образование. В связи с этим приоритетной задачей российской образовательной системы было и остаётся предоставление широким слоям населения эффективного, качественного и доступного образования.

В настоящее время в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации. Вследствие этого, с целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988 (пункт «б») Министерством образования и науки РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлялась подготовка предложений по организации дистанционного обучения детей — инвалидов. 

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека. Он может активно виртуально общаться с учителями и сверстниками в режиме он-лайн. Таким образом, посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

краткая история развития дистанционного образования

Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанцион-ного образования. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX века в Германии Густав Ланген-шайдт (Gustav Langenscheidt) опубликовал свои Leh rbriefe(букв. «обучающие письма») в качестве самоучителя по языку для взрослых.

 

Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредито-ванных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор (Anna Eliot Ticknor) создала систему обучения по почте для женщин под названием Общество Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»). В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University). В Пенсильвании ежедневная газета под названием «Колъери Инжиниэ» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудни-ках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Вильям Рейни Харпер (William Rainey Harper), считающийся в Америке «отцом обучения по почте» (Mackenzie and Christensen, 1971, стр. 7), в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго (University of Chicago), начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин (University of Wisconsin). Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. В 1938 году в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного Совета по образованию по почте (International Council for Correspondence Education).

 

После революции 1917 года дистанционное образование стало развиваться в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. В Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» (заочное образование). К 60-м годам XX столетия в СССР имелось 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй мировой войны примеру СССР последовали другие страны Центральной и Восточной Европы.

 

Что касается Западной Европы, то в 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseignement a Distance, CNED). В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет (University of South Africa, UNISA).

 

Огромное влияние на систему дистанционного образования оказало основание в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU): учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в целом ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них Universidad Nacional de Educacion a Distancia (UNED) в Испании (1972), Allama Iqbal Open University (AIOU) в Пакистане (1974), Sukhothai Thammathirat Open University (STOU) в Тайланде (1978), Корейский государственный открытый университет (Korea National Open University, KNOU) (1982), Universitas Terbuka (UT) в Индонезии (1984) и Государственный открытый университет им. Индиры Ганди (Indira Gandhi National Open University, IGNOU) в Индии (1985). В Китае взамен закрытых в период культурной революции традици-онных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU). Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.

 

История обучения по почте и дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких. Проблемы, социальные и исторические потрясения, повлекшие появление этих систем, различны: территориально рассредоточенное или перемещенное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация. В новом тысячелетии по мере продвижения человечества к информационному обществу дистанционное образование станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.

 

Три поколения дистанционного образования.

 

Если посмотреть на историю дистанционного образования под определенным углом зрения, то можно заметить, что достигнутые в процессе его развития успехи принадлежат к нескольким «поколениям». Гаррисон (Garrison) (1985) и Ниппер (Nipper) (1989) в числе первых использовали термин «поколение» для обозначения трех стадий развития дистанционного образования, «которые исторически связаны с развитием производственных, транспортных и коммуникационных технологий» (Ниппер, 1989, стр. 63). Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литера-туры и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами.

 

Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем. Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее взаимодействие между наставниками и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.

 

«Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций, одинаково популярных в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяет облегчить взаимодействие между наставником и учеником, между учеником и учеником, а также между учеником и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели.

 

Факторы, обусловливающие развитие дистанционного образования.

 

Развитие дистанционного образования испытывает существенное влияние различных факторов, среди которых можно выделить усилия, направленные на распространение высшего образования, появление средств дистанционного образования второго поколения, увеличение государственных ассигнований. Определенное влияние оказывает также изменение харатера рабочей силы: для улучшения карьерных возможностей люди стремятся получить второе образование либо повысить свою квалификацию. Очевидным выходом в сложившейся ситуации может стать дистанционное образование.

 

Политика образовательной экспансии.

 

Относительно новым явлением становится вовлечение государства в активное планирование развития высшего образования. Вплоть до середины XX века усилия были сосредоточены на всеобщем охвате населения средним образованием. Эта проблема в основном была решена в большинстве (увы, не во всех) стран к середине 60-х годов. С этого времени была поставлена цель повышения доступности высшего образования для широких масс, расшире-ния программ непрерывного образования, улучшения профессиональных навыков и подготовки специалистов. Столь существенные задачи требовали новаторских решений и послужили импульсом для поисков новых, нетрадиционных форм организации высших учебных заведений.

 

В 60-е годы внимание ответственных лиц было направлено на поиски возможностей сделать образование более демократичным и профессиональным. Дистанционное образование явилось средством предоставления образовательных услуг широкому кругу людей, стремящихся учиться, но не имеющих возможности или желания посвятить свое время обучению в традиционной форме. Дидактические основы высшего образования могли бы быть существенно расширены за счет включения альтернативных вариантов приоб-щения к знаниям, при которых ученики обучались бы самостоятельно под контролем и наблюдением высших учебных заведений.

 

Дистанционное образование второго поколения.

 Главным фактором, повлиявшим на определение статуса и качества дистанционного образования, стало создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Это событие имело важное значение для практики дистанционного обучения и продемонстрировало внедрение средств массовой информации в учебный процесс.

 

В сентябре 1963 года Гарольд Вильсон (Harold Wilson), лидер лейбористов, выдвинул идею создания «Эфирного университета», который бы сочетал в себе обучение с возможностями радио- и телевещания. Эта идея возникла после знакомства Вильсона с организацией заочного обучения в СССР и телевизионного образования в США, пользующегося большим успехом. Однако предложение не получило поддержки и даже было высмеяно (Perry, 1976, стр. 18). Несмотря на множество противников, в июне 1969 года вышла королевская грамота, дающая Университету статус независимого и автономного учебного заведения с правом выдавать дипломы и присваивать ученые степени. В январе 1971 года на первый курс университета было зачислено 25 тысяч студентов. Появление UKOU и его признание в качестве полноценного и правомочного университета послужило импульсом во многих странах, правительства которых получили весомый аргумент в пользу нетрадиционных способов развития высшего образования. Этот аргумент стал активно использоваться в дискуссиях со сторонниками академических традиций. Учебные заведения, аналогичные UKOU, стали появляться в разных уголках планеты, причем ведущую роль в их создании играло государство. Гарольд Вильсон напишет позже, что решение учредить Открытый университет «являлось политическим актом» (Wilson, 1976, стр. xi).

 

Позднее, под нажимом правительства и в результате конкурентной борьбы за студентов, многие традиционные вузы пересмотрели свою структуру, учебные планы и программы, а также формы и методы обучения, осознав необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных образовательных курсов.

 

Увеличение государственных ассигнований.

 

Давление общественности и потребности времени привели в 60-е — 70-е годы к увеличению государственных ассигнований на нужды высшего образования. Очевидные успехи широкомасштабной реализации дистанционных форм преподавания благодаря учреждению Открытого университета Великобритании убедили правительства разных стран в необходимости вкладывать средства в развитие как новых, так и традиционных учебных заведений, способствуя распространению и диверсификации методов обучения.

 

Отношение к образованию в обществе также претерпело изменения. Оно стало рассматриваться как важнейший фактор экономического роста и социального развития, способствующий решению национальных и мировых проблем. Как развитые, так и развивающиеся страны стали видеть в образовании залог их будущего процветания. В то время как развитые страны старались удержать и усилить свои позиции на мировом рынке, перед развивающимися странами стояла задача преодолеть пропасть, отделяющую их от развитых стран в экономическом и социальном планах. Процессы глобализации и экономического соревнования между странами привели к соперничеству в технологической и научной сферах и вызвали потребность в квалифицированной рабочей силе. Область образования занимает одно из первых мест в списке инвестиционных приоритетов, привлекая как государственные, так и частные инвестиции.

 

Выводы:

 

История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанные с образованием, и релевантности в самых разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий, и теперь можно говорить о трех поколениях дистанционного образования. Образовательная экспансия, включающая стремление к непрерывному образованию, привела к возрастанию государственных ассигнований в образовательную сферу и готовности правительств обеспечивать финансирование новых методов обучения. Создание UKOU ознаменовало появление дистанционного образования второго поколения университетского уровня и высочайшего класса, послужив моделью для создания аналогичных учебных заведений. Следует, однако, иметь в виду, что это всего лишь одна модель. Существуют и другие, представляющие собой альтернативные варианты развития дистанционного образования.